Игра — одна из форм познавательной деятельности. Игры для первоклассников на перемене важный способ отдыха, физической и эмоциональной разрядки: маленьким детям очень сложно сидеть 45 минут тихо, при этом сохраняя внимание и сосредоточенность.
Для чего нужны игры на переменах?
Игры для первоклассников преследуют несколько целей:
- коммуникативную (первоклассники адаптируются к школе — общаются, знакомятся, учатся быть вежливыми друг с другом, изучают простейшие правила поведения в социуме);
- физической разрядки (малышам довольно тяжело сидеть целый урок на одном месте, подвижные игры выступают для них в роли своеобразной физкульт-минутки);
- снятия зрительного напряжения;
- переключения внимания, психической и умственной разрядки (игра — хороший способ дать отдых мозгу ребенка и потренировать реакцию);
- психологичесую — такая смена деятельности укрепляет здоровье, поднимает настроение детям и формирует у них положительное отношение к школе и учебе.
Подвижные и развивающие игры для первоклассников на перемене
Свободный номер
Дети встают в плотный круг лицом к центру и рассчитываются по порядку. Водящий стает в центр и называет громко любые номера. Эти номера должны быстро поменяться друг с другом местами, а водящий в это время — занять одно из освободившихся мест. Тот, кому места не досталось, становится водящим.
Колокольчик
Дети встают в круг и берутся за руки, двое игроков становятся внутрь круга. Одному из них дают колокольчик, а второму завязывают глаза — он должен ловить первого, ориентируясь на звон колокольчика, а первый — убегать.
Игра на внимание
Педагог (ведущий) сначала объясняет детям правила: он будет вставать и садиться, при этом одновременно говорить детям сесть или встать, а они должны выполнять команду, даже если сам педагог делает в это время другое (говорит: «Встаньте!», а сам садится). Те, кто ошибается, выбывают из игры, а игра с каждым выбывшим становится все быстрее и быстрее.
Ручеек
Играет нечетное количество детей. Все встают попарно друг за другом, держа друг друга за руки высоко над головами, образуя живой коридор. Водящий быстро проходит через коридор, хватает одного человека и встает в конец, а его ребенок без пары становится водящим.
Съедобное-несъедобное
Игроки садятся или встают рядом друг с другом, а ведущий кидает мяч, громко называя слова: если слово «съедобное», то игрок ловит мяч, а если несъедобное, то отбивает. Постепенно игра должна ускоряться.
Глухой телефон
Две команды игроков соревнуются в том, какая из них правильнее донесет по телефону загаданное слово: ведущий загадывает его и тихо говорит на ушко 1-му игроку, а он также на ушко сообщает его следующему и так до последнего, который вслух называет то, что услышал.
Узнавалки
Дети встают в круг, водящий — в центре с завязанными глазами. Водящий крутится на месте, дети тоже идут по кругу, потом кто-нибудь кричит «стоп», и водящий должен с закрытыми глазами найти того, кто сказал «стоп», и узнать его на ощупь.